Как учитывать затраты на создание сайта

image

Для того чтобы открыть собственный сайт в Интернете, необходимо заплатить за услуги программистов и дизайнеров, за регистрацию доменного имени, а также за аренду места на сервере провайдера и поддержание работоспособности сайта, иными словами, за хостинг.

В настоящее время бухгалтерам чрезвычайно трудно разобраться, как учитывать расходы на создание сайта. Минфин России выпустило специальное письмо (от 22 октября 2004 года № 07-05-14/280), призванное прояснить ситуацию. В частности, в нем говорится: если создаваемый web-сайт организации предназначен для рекламы ее деятельности, то понесенные организацией расходы на создание web-сайта и размещение его на web-сервере можно учитывать как текущие расходы по обычным видам деятельности в бухгалтерском учете (согласно Положению по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99) и как прочие расходы в налоговом учете (согласно п.4 ст.264 Налогового кодекса РФ). К таким расходам могут относиться, в частности, расходы на разработку дизайна сайта, создание и размещение рекламных материалов и т.п.

В этом же письме говорится, что расходы по созданию программы для ЭВМ, на которые организация получает исключительные права, следует учитывать в составе нематериальных активов. Согласно статье 10 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» исключительные права на компьютерную программу принадлежат тому, кто ее создал. Кроме того, по статье 11 Закона № 3523-1 исключительные права на программу можно купить у автора. В статье 12 Закона № 3523-1 говорится, что исключительное право на программу, созданную работником (автором) в связи с выполнением трудовых обязанностей или по заданию работодателя, принадлежит работодателю, если договором между ним и работником (автором) не предусмотрено иное. Следовательно, в том случае, если организация обладает исключительными правами на сайт и расходы на его приобретение (создание) равны или превышают 10 тыс. рублей, его нужно учитывать в составе нематериальных активов. Если же стоимость сайта не превышает 10 тыс. рублей, то расходы на его приобретение (создание) можно списать как текущие расходы в соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 264 Налогового Кодекса. Однако, если разработчик оставил за собой исключительные права, а заказчик получил лишь право пользоваться сайтом, затраты на его разработку следует списать в текущем периоде. В целях налогового учета (согласно статье 257 Налогового кодекса РФ) к нематериальным активам относятся исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. Другими словами, в данном случае между бухгалтерским и налоговым учетом никаких различий нет, и для целей налогообложения сайты, на которые у предприятия есть исключительные права, следует также отражать в составе нематериальных активов. Согласно п.6 ПБУ 14/2000 и п.3 ст.257 Налогового кодекса РФ первоначальная стоимость нематериальных активов (сайта) равна затратам на приобретение, создание и доведение до состояния, в котором их можно использовать. Сюда относится зарплата программистов, стоимость услуг фирм, занимающихся дизайном, расходы на регистрацию исключительного права на сайт и т.д. Однако в том случае, когда сайт разработан работниками предприятия, между его бухгалтерской и налоговой оценкой возникают различия. Проблема заключается в едином социальном налоге (ЕСН) и взносах по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве, которые начисляются на зарплату штатных программистов и дизайнеров. Если следовать правилам, то в целях бухгалтерского учета пункт 7 ПБУ 14/2000 требует включить ЕСН и указанные взносы в первоначальную стоимость нематериального актива. Правила налогового учета, установленные подпунктами 1 и 45 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, требуют ЕСН и взносы в соцстрах списывать на прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Следовательно, бухгалтерская стоимость сайта окажется больше налоговой. В таком случае рекомендуем оценить сайт в бухучете по налоговым правилам. Для того чтобы сайт заработал, необходимо заплатить за регистрацию доменного имени и за хостинговые услуги. Стоимость регистрации доменного имени и в бухгалтерском, и в налоговом учете обычно относят на расходы будущих периодов, а затем в течение года (период, за который оплачивается регистрация доменного имени) включают в текущие затраты. Плата за хостинг относится в расходы организации в течение периода, за который оплачиваются услуги хостинга. Расходы на рекламу через телекоммуникационные сети в налоговом учете не нормируются (п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Таким образом, средства, истраченные хостинг и плату за перерасход трафика, можно брать в уменьшение налогооблагаемой прибыли даже в том случае, когда сайт используется преимущественно в рекламных целях. В случае, когда предприятие не получает от владельца исключительных прав на сайт, а лишь право использовать его в своей деятельности, сайт в состав нематериальных активов включать не нужно. Его стоимость следует списывать на текущие расходы как расходы, связанные с приобретением неисключительных прав на использование программ для ЭВМ согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Расходы относятся в уменьшение налогооблагаемой прибыли в том периоде, в котором программный продукт был приобретен. Во избежание возможных претензий со стороны налоговиков, стоит указать в учетной политике, что в бухгалтерском учете стоимость компьютерной программы, на которую у предприятия нет исключительных прав, списывается на расходы в том периоде, в котором данную программу начали эксплуатировать.

Типы сайтов

По схеме представления информации, её объёму и категории решаемых задач можно выделить следующие типы веб-ресурсов: персональные странички; сайты-визитки; информационные сайты; промо-сайты; сайты-фотогалереи; информационные интернет-издания,СМИ; крупные информационные порталы; корпоративные сайты; интернет магазины.

  • Персональные (домашние) странички Это сайты обычных пользователей, которые создают одну, две или несколько страничек в сети интернет на одном сайте. На этих сайтах пользователи обычно выкладывают любую информацию, например: о себе, о друзьях и т.д. Данные сайты не относятся к коммерческой деятельности. Подобные виды сайтов в большинстве случаев создаются любтелями и в основном для своих нужд.
  • Сайты визитки Этот вид сайтов обычно выбирают организации, которым в большинстве случаев не нужен сайт в сети интернет, поэтому подобные сайты создаются для престижа. То есть показать, что у нас тоже есть сайт. Сайты визитки так же применимы для выкладывания просто контактной информации о предприятии, ее контакты, вид деятельности и еще что-нибудь. Сайты визитки в основном несут небольшую информацию, в качестве поверхностного ознакомления. В основном сайты визитки содержат от 5 до 10 страниц на сайте.
  • Информационные сайты Подобные типы сайтов в интернете очень распространены. Ими пользуются организации, предприятия, индивидуальные предприниматели или обычные пользователи интернет для выкладывания информации большой аудитории.
  • Промо сайты Сайты, посвященные разовым событиям и акциям. Выставка или конференция, праздник или концерт. Освещение таких мероприятий через специальные веб-ресурсы, называемые "промо-сайтами", является хорошим тоном и показателем высокого уровня их организации и проведения. Эксклюзивный дизайн создается с учетом всех особенностей акции.
  • Сайты фотогалереи Данный вид сайтов предназначен в основном не для информации, а для размещения на нем картинок, изображений и других иллюстраций. Например, подобный вид сайтов пременим для организации выставки картин, любительских фото или еще что-нибудь, все зависит от специфики самой фотогалереи. Подобные виды сайтов не предназначенны для размещения какой бы то нибыло информации, они выступают в роли выставок.
  • Корпоративные представительства Корпоративные представительства - это облегченная версия корпоративного сайта. В распоряжение корпоративного представительства входят все инструменты для создания многоуровневой структуры сайта, создания оригинального дизайна, не имеет ограничений по функциональности. Но в свою очередь корпоративное представительство не имеет интерактивных модулей взаимодействия с посетителями, такие например, как форум, регистрация на сайте и т.д. В данном виде сайта может быть подключенны такие модули как дата и время, календарь, информационно-рекламный блок и другие. Поэтому корпоративные сайты в какой-то мере похожи на информационные сайты.
  • Информационные сайты предприятий и организаций Это в принципе тот же вид информационного сайта.
  • Крупные информационные порталы С первого взгляда может показаться, что это обычный информационный сайт, только большой. Но это не так крупный информационный портал - это сайт, который не только содержит большой объем информации, но имеет всю предоставленную информацию в текстовом или графическом варианте предоставляя ее для скачивания посетителю. Примерами таких крупных информационных порталов могут являться портал посвященный большой коллекции рефератов, курсовых или дипломных работ, либо сайт посвященный юридической тематике, на котором посетитель может не только почитать закон, постановления и т.д., но и скачать все эти документы для просмотра на своем компьютере.
  • Корпоративный сайт Корпоративные сайты - это классика Интернета. Полнофункциональный web-сайт. Обладает большим объемом и разветвленной структурой представления данных, позволяющей разместить всю интересующую Вашего потенциального клиента информацию. Эксклюзивный дизайн корпоративного сайта выполнен с учетом фирменного стиля и концепции сайта. Специально разработанная навигация позволяет посетителю сайта быстро найти любую интересующую его информацию, а присутствующие интерактивные формы дают возможность принять участие в обсужлении (форум), оставить свой отзыв о сайте или услугах фирмы (гостевая книга), а также заказать товар или услугу, заполнив бланк заказа. Весь ассортимент продукции фирмы обычно представлен в электронном каталоге с яркими красочными фотографиями.
  • Интернет-магазин Может включать в себя различные интерактивные формы (гостевая книга, форум, задай вопрос), но обязательно каталог товаров и корзину заказов. Часто на главную страницу выносятся новинки товаров, "хиты продаж", специальные предложения. Вы можете создать эксклюзивный дизайн нацеленый на увеличение числа продаж, носит специфический характер. Интернет магазин имеет ряд преимуществ: большой охват аудитории; снижение затрат на содержание магазина; удобство в поиске товаров; простота в изменении ассортимента в каталоге товаров; обработка заказов занимает меньше времени; уведомление о новом заказе администратор получает на e-mail.